27 декабря 2020 исполняется 30 лет главному спасательному ведомству страны — МЧС России. За это время Министерство достойно противостояло любым угрозам природного и техногенного характера, обеспечило безопасностью проведение мероприятий разного масштаба, самое главное – спасло миллионы жизни людей.
Для Южного регионального поисково-спасательного отряда важной вехой в истории стало обеспечение безопасности на XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи.
Шесть лет назад, с 7 по 23 февраля 2014 года, в Сочи прошли XXII Зимние Олимпийские игры, которые стали триумфальным событием не только для российских спортсменов, но и для тех, кто принимал участие в организации этого мероприятия. Воспоминаниями о том, как обеспечивалась безопасность во время проведения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, с нами поделился начальник Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России Андрей Пазынич.
— Андрей Геннадьевич, какие самые яркие моменты Вы можете вспомнить за период обеспечения безопасности XXII Зимних Олимпийских игр?
— Для меня, как для руководителя, самая яркая операция – это период подготовки к обеспечению безопасности проведения Олимпийских игр. Как правило, работа во время проведения мероприятия, его финал, финиш – это уже простой этап. А вот подготовка – самый тяжелый, длительный и напряженный момент. Поэтому подготовка, которую мы вели на протяжении последних трех лет до Олимпиады, была очень сложной и разноплановой. Заранее просчитать или спрогнозировать что-то было невозможно. Что касается того «финиша», к которому мы дошли, мы сделали то, что должны были сделать.
— Известно, что до старта были организованы тестовые подготовительные мероприятия для спасателей. Расскажите, где они проходили, насколько тяжело давалось тестирование отряду, и какое количество людей было задействовано на данном этапе?
— Профессия «спасатель» сама по себе подразумевает работу в сложных ситуациях. Возвращаясь к вопросу о подготовительном этапе, тренировки помогли нам преодолеть все спорные ситуации, которые возникали при работе на Олимпиаде. На этапе подготовки мы уже тестировали вариант применения команд из филиалов Южного поисково-спасательного отряда. Спасатели из наших филиалов изучали объекты, маршруты, ситуации и обстановку, отрабатывали необходимые технологии непосредственно на самих олимпийских объектах. Когда началась Олимпиада, мы по той же схеме проводили все мероприятия по обеспечению безопасности, с применением, как спасателей головного отряда, так и группировок наших филиалов, которые меняли друг друга. Все, что мы успели заложить в процессе подготовки, дало положительные результаты во время обеспечения безопасности самих Олимпийских игр. Сложность заключалась в том, что после окончания Олимпийских игр, начались Параолимпийские игры. Перерыва практически не было. И можете себе представить объем привлеченного персонала, ведь это все было очень продолжительным по времени процессом. Мы приложили много усилий, чтобы минимизировать все затраты и снивелировать переработки.
— Были ли сложности у спасателей с преодолением языкового барьера, учитывая, что участники и гости были из разных уголков мира?
— Да, сложности были. Еще на стадии планирования мероприятия мы обсуждали процесс обучения спасателей иностранному языку. Обучение проводилось, но, к сожалению, в полном объеме достичь поставленных целей не удалось. Однако, учитывая, что мы смогли успешно обеспечить безопасность на самих играх, следует отметить большой прогресс в межнациональной коммуникации. Спасателям очень помогали памятки, специально разработанные разговорники, так что любые возникающие трудности быстро решались.
— Какова специфика работы спасателей на олимпийской инфраструктуре?
— Спортсмены, соревнующиеся на таком уровне, проходят дистанции не для общего пользования, а мы на этих дистанциях еще и должны обеспечить безопасность, в случае необходимости оперативно оказать помощь. Это очень сложный процесс, который тоже требовал дополнительной подготовки и оснащенности. Было сложно, особенно с подготовкой на объектах, расположенных в горном кластере.
— Какие новые технологии и методики внедрялись для повышения эффективности работы спасателей при проведении поисково-спасательных работ?
— Вопрос даже не столько в технологиях, сколько в объеме предоставленного нам оснащения. За время подготовки к Олимпийским играм мы не только получили достойное новейшее оборудование, но и отработали все мероприятия по проведению поисково-спасательных работ, включая те, которые ранее мы выполнять не могли из-за отсутствия соответствующего оборудования.
Также в составе ЮРПСО МЧС России появились новые поисково-спасательные подразделения, которые были максимально приближенны к местам проведения спортивных мероприятий во время Олимпийских и Паралимпийских игр (горный кластер), а также к местам массового пребывания людей. Это позволило сократить время оказания помощи пострадавшим. Все наши подразделения располагали необходимым оснащением и возможностями по применению передовых технологий предупреждения и ликвидации ЧС.
— Согласны ли Вы с тем, что спасатели МЧС во время проведения олимпийских игр установили собственный рекорд — рекорд безопасности?
— Речь не должна идти о рекордах, мы не соревнуемся. Однако соглашусь с тем, что силы, время и средства, вложенные в подготовку обеспечения безопасности Олимпийских игр, были реализованы в полном объеме. Только дойдя до финиша, можно дать оценку организации безопасности проведения мероприятия, непосредственно самих игр. Считаю, что с поставленной задачей нам удалось справиться.
Организация обеспечения безопасности Олимпиады стала прочным фундаментом для проведения работ на последующих международных мероприятиях. Благодаря опыту, полученному в тот период, спасатели ЮРПСО МЧС России, совместно с коллегами со всей страны, выполняли работу по обеспечению безопасности III Зимних Всемирных военных игр 2017 года, XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017 года, Чемпионата мира по футболу в 2018 года, а также ежегодного российского этапа чемпионата мира FIA «Формула-1».