Специфика Сочи — вытянутое вдоль берега расположение. С одного конца города в другой ехать можно долго, а помощь обычно нужна немедленно. Поэтому базирующийся здесь ЮРПСО МЧС России имеет несколько рассредоточенных по городу подразделений. Одно из таких — Хостинское ПСП. У его сотрудников всегда много самой разной работы. Корреспондент «Спасателя» убедился в этом лично.
Обычная работа, вот только…
Хостинское ПСП располагается прямо на побережье Черного моря, поэтому беспрерывный гул прибоя здесь — дело обычное. У ворот подразделения гостей встречает пушистая овчарка Ида — главный талисман и любимица отряда. За ее появлением скрывается большая история спасения.
Возглавляет подразделение спасатель-водолаз с большим профессиональным опытом Алексей Солнцев, признанный в 2011 году лучшим в чрезвычайном ведомстве. Всего под водой он провел около 3000 часов, поэтому фраза «я совершенно не кабинетный человек» звучит из его уст как-то по-особенному. И сейчас он находит любую возможность выехать на спасработы, как масштабные, так и самые рядовые.
Территория реагирования Хостинского ПСП непростая. Море, скалы, извилистые горные реки и густые леса — нужно уметь работать на любой местности. Стихия сурова, но с ней привычно. Бывало кое-что и пострашнее.
— Прошлым летом мы 35 суток работали в Херсонской области, устраняя последствия наводнения, вызванного разрушением плотины Каховской ГЭС, — рассказывает Алексей. — Проводили разбор жилых домов, находили тела погибших. В общем, выполняли обыденную нашу работу. Вот только в необычных условиях.
Сказав это, Алексей указал на полку рядом с рабочим столом, где лежала россыпь железок. Это осколки различных боеприпасов. Среди них — почерневшая пластина от бронежилета, спасшая одному из парней жизнь.
— Вот это все прилетело по нам. Мы тогда жили в городе Армянске. Вставали в 5 утра и ехали больше 200 км по бездорожью в одну сторону и столько же обратно. Работали в Каховке, Новой Каховке и Голой пристани. Все время были в бронежилетах и касках. Самое главное — вернулись все живыми и здоровыми. Я больше всего за Сережку Смирнова переживал. Помню, он вызвался ехать с нами, а у него тогда жена была в положении. Я его вызываю к себе, говорю, мол, у тебя жена беременная, куда ты собрался, там и так достаточно желающих. А он — нет, я сказал, значит поеду. И поехал.
В подарок — жизнь
В 2014 году, когда шла эвакуация мирных жителей из Донецкой области, хостинские спасатели также показали безупречную работу. Посреди чистого поля в Донецке разбили большой лагерь с медицинским модулем и беспрерывно оказывали помощь пострадавшим, доставляли их в медучреждения.
— Там работали все подразделения нашего отряда. Спасатели менялись каждые две недели, — вспоминает Алексей. — Однажды ко мне подошел мужчина, держа на руках месячного щенка восточноевропейской овчарки, и сказал, что это подарок за нашу работу. Я назвал ее Идой.
Звучит красиво! Но в кличке еще имеется и скрытый смысл. ИДА расшифровывается как индивидуальный дыхательный аппарат. Сразу понятно, что хозяин — водолаз. Сейчас пушистой красавице уже 10 лет. Порой она набирает пару лишних килограммов, но летом ответственно сбрасывает их во время заплывов в море.
ЧС посреди Шахе
На непредсказуемых сочинских реках происходит немало происшествий. Об одном из таких случаев рассказал спасатель второго класса Иван Рубанов:
— Помню, 9 мая 2021 года, как раз в мой выходной, позвонили коллеги и сказали, что нужны дополнительные
силы на ЧС в районе села Солохаул. Там люди переезжали реку Шахе на автомобиле высокой проходимости и
застряли. Пару дней до этого шли дожди, и река, соответственно, поднялась. Но местные жители решили, что раз они тут часто ездили, значит справятся. Однако их машина провалилась в яму прямо посреди реки. В кузове находились двое подростков лет двенадцати и четверо взрослых.
На месте уже работала дежурная смена головного отряда и подразделение из Лоо. Взяв дополнительное снаряжение, мы с ребятами выдвинулись на подмогу. Приехали, стали думать, как лучше спасать. Сначала хотели зайти выше по течению на рафте, выйти на курс, упереться в эту машину и эвакуировать людей. Но уже вечерело, а в горах темнеет быстро. Спуск по течению мог занять много времени: надо найти место, откуда сбросить рафт, попасть точно по курсу, а конкретно на этой местности мы работали впервые. В это время местный житель предложил нам на своей тяжелой машине максимально близко подъехать к пострадавшим. Мы так и сделали. Он подобрался к людям на расстояние вытянутой руки. К пострадавшим перебрался один из наших ребят, и, надев на них спасательные жилеты, мы эвакуировали их из одной машины в другую. На все это ушло секунд пятнадцать.
К моменту, когда добрались до берега, нас уже ждала толпа людей. Это ведь поселок. Там если что-то случается, люди мгновенно сплачиваются. Тем более в такой праздник.
За листьями черемши
В Хостинском ПСП работают многопрофильные специалисты. Зачастую спасатель является и водителем, и судоводителем, и лыжником, и альпинистом, и спелеологом. Ведь, учитывая специфику региона, помощь людям может понадобиться в самых неожиданных местах.
Поиск потерявшихся путников — тоже дело нелегкое. В густых субтропических лесах заблудиться может даже местный. Подобной историей поделился спасатель первого класса Игорь Чернов:
— В прошлом году двое моих приятелей были на конной прогулке. Они шли по лесу вдоль реки Хосты и увидели пожилого мужчину. Он лежал под деревом обессиленный и обезвоженный и даже на помощь едва мог звать. Сказал, что уже пару дней не может найти дорогу домой, хочет есть и пить. Тогда парни позвонили мне и спросили, что с ним делать. Я как раз был на смене и сказал им, чтобы ни в коем случае не бросали его до нашего приезда.
Дело в том, что лес этот дикий, там даже для коней троп нет. Мы втроем с ребятами выдвинулись к месту, взяв с собой воду, еду и все необходимое. Подъехали на автомобиле настолько близко, насколько возможно. Дошли до места, посадили мужчину на коня и отправились к машине. Хорошо, что у нас была возможность задействовать животных. Если бы не лошади, неизвестно, сколько бы мы его несли до машины — мужчина был крупный.
По пути он рассказал нам, как заблудился. Каждый год, в апреле, он приезжает на дачу, идет в лес собирать листья черемши. В этот раз он переходил речку, споткнулся, и потоком реки его протащило вниз по течению.
Когда он выбрался на берег, уже стемнело. Тогда он заночевал в листве. Весь следующий день бродил и вновь не смог найти дорогу. Снова заночевал в лесу. И только потом его случайно обнаружили ребята во время конной прогулки.
Мужчина оказался совершенно адекватным человеком. Он местный житель, много лет работал преподавателем в университете. От медицинской помощи отказался, сказал, что на даче у него есть все, что нужно. Единственное — попросил нас позвонить его теще, которой на тот момент было 98 лет, и сказать ей, что с ним все в порядке. А мы, в свою очередь, когда привезли его домой, попросили позвонить нам спустя какое-то время и сообщить о своем самочувствии.
За годы работы у хостинских спасателей подобных историй — хоть книгу пиши! Прощаясь с ребятами, я хотела сфотографировать на память Иду, на что та ответила категоричным отказом. Но как только Алексей сказал: «А ну-ка быстро фоткаться!» — пушистая сотрудница мгновенно подбежала ко мне и легла животиком кверху. Вот что значит дисциплина в подразделении!
Газета «Спасатель». № 21, 18 — 24 мая 2024 года
Рубрика «Отряд особого назначения», автор — Мария Голетиани