Новости

У каждого человека есть цель, моя — помогать людям

громов2

Сергей Громов

Лучший спасатель Юга России по итогам регионального этапа VI Всероссийского фестиваля по тематике спасения и безопасности людей

Свою судьбу с работой спасателя Сергей Громов связал еще 10 лет назад в сентябре 2004 года. За эти годы на его счету сотни поисково-спасательных операций: от еженедельных выездов на ДТП до длительных поисков людей в горах, водолазных работ в акватории Черного моря и недавней работы в Ростовской области, где совместно с медиками отряда спасатели оказывали помощь беженцам из Украины. Помимо поисково-спасательных работ, Сергей Громов входил в группировку специалистов, обеспечивавших безопасность при проведении XXII Зимних Олимпийских игр и, завершившегося недавно, Гран-при России «Формула-1» в Сочи. Спасатель 1-го класса также освоил специальности водолаза, взрывотехника и газоспасателя. «Это не я выбрал профессию спасателя, это она выбрала меня», — улыбаясь рассказывает герой нашего интервью.

— А с чего началась Ваша работа в МЧС?

— Все началось со скалолазания. Когда я учился в колледже, наш преподаватель по физкультуре была одним из лучших скалолазов в Сочи. Как-то на выходных решил попробовать себя в этом виде спорта, понравилось, со временем начало получаться, потом пошли соревнования по скалолазанию. А чуть позже я попал на курсы по подготовке спасателей, проводились они в нашем спасательном отряде. Нас было около 10  человек, мы успешно занимались горной подготовкой, учились работать в техногенке. Когда окончил курсы, пошел служить в армию, после чего меня уже приняли на работу в отряд.

— Какие крупные поисковые операции вспоминаются в первую очередь?

— Одни из моих первых спасработ — поиск людей в районе г. Фишт. Был конец ноября, погода в это время года очень переменчивая. Шел дождь, постепенно становившийся снегом,  приходилось идти на специальных ходовых лыжах – скитурах. Шли мы в гору, и чем выше поднимались, тем сильнее у нас замерзала вся одежда – покрывалась льдом. Кстати говоря, именно там я и научился ходить на скитурах. Лыжи достаточно широкие, за счет чего в снег  не проваливаются. На них есть камус — небольшой ворс, он вперед скользит, а назад нет. Если падаешь на бок, сам подняться уже не можешь: снег очень глубокий, плюс огромный рюкзак.

Идти было тяжело, но на вертолете подняться в горы не было возможности из-за сильной облачности, а время поджимало. Ведь люди выходили в абсолютно бесснежную теплую погоду, а окунулись в зиму. Добирались туда три дня. На четвертый день мы их обнаружили и с перевалочного пункта – приюта Фишт – забрали уже вертолетом. Приют был по крышу завален снегом. Люди оказались в плену. Просто не смогли дальше идти: не было спецснаряжения, лыж, да и видимость из-за метели была ужасная. В приюте они старались растопить печку, только вот труба была забита снегом, и вышли они оттуда все чумазые,  в копоти (улыбается). Завершилось все благополучно, и это главное!

Специфика нашего региона такова, что большинство поисково-спасательных работ проходят в горах. Хорошо помню, как в 2007 году мы на вертолете эвакуировали молодого человека.  Один из туристов группы решил прогуляться вокруг озера Кардывач, а тропа проходила мимо ручья. Попытался его перейти, но упал спиной на камень и в результате получил травму позвоночника. Ребята из тургруппы отлично сработали, своими силами смогли донести пострадавшего до палатки. Как только нам поступила информация о происшествии, мы дежурной сменой вылетели из отряда на вертолете. Погода была плохая, ущелье постоянно затягивало тучами и только раза с третьего смогли пробиться через облачность, зайти в это ущелье. Когда вертолет заземлился, положили пострадавшего на жесткие носилки, транспортировали на борт и по прилету передали Скорой.

В 2008 году были серьезные спасы в Хостинском районе г. Сочи. Место называется — Чертовы ворота. Компания с детьми отдыхала на берегу реки Хоста, они перешли на другой берег, где развели костер и устроили пикник. К вечеру погода испортилась, пошел сильный дождь, река поднялась, и перейти обратно они уже не смогли. Решили выбираться по другой стороне, по тропе вниз к морю. Наступила ночь, а у них ни фонарей, ни одежды подходящей, и дождь льет стеной. К счастью, один из их компании смог спуститься вниз и сообщил нам о произошедшем. Приехав на место, начали обследовать местность с двух сторон, шли по воде, по тропам. Поиск завершился успешно, обнаружили двух женщин  с детьми. Они все были в шлепанцах, мокрые и замерзшие от дождя. Детей мы сразу усадили верхом на себя: между спиной и рюкзаком. Своим телом хоть как-то их согревали, от дождя укрыться было невозможно, поливало жутко. Так мы и поднимались вверх по ущелью около 4-х часов. Выбрались, но было очень тяжело.

Так как мы работаем на берегу Черного моря, конечно же, не обходится без водолазных работ на его акватории. Чаще всего ищем людей, пропавших в море во время шторма. Бывает, что после непогоды видимость под водой практически нулевая, обследовать все приходится буквально на ощупь.

Хотя зона ответственности ЮРПСО МЧС России — Южный федеральный округ, приходилось работать и в других регионах. Так, были спасы во время альпинистских сборов на Алтае. Во время подготовки к восхождению на гору Белуха, один из участников сорвался, повредил себе ногу и позвоночник. Спускали мы его по довольно крутым склонам, узким тропам. Идти там и нести носилки могли только двое, а человек был довольно тяжелый. На его транспортировку ушел весь световой день. В лагере его уже забрал вертолет.

— Тренировки, соревнования, сборы. На Ваш взгляд, насколько они важны в работе спасателя?

—  По себе знаю, что соревновательный дух в разы поднимает мастерство и улучшает качество работы. Практически сразу, как я пришел в отряд, попал в команду по пятиборью. Занимался постоянно, за отряд выступал. Дважды мы участвовали в Чемпионате России по пятиборью спасателей МЧС России. Так, в 2011 году в г. Петропавловск-Камчатский по результатам соревнований всем участникам команды  ЮРПСО МЧС России были присвоены звания кандидатов в мастера спорта, а в 2006 году в Самаре мы взяли почетное третье место.

 Было огромное желание побыстрее научиться всему, рвение  сделать лучше всех. После каждых соревнований и сборов опыта становится все больше, работаешь быстрее, продуктивнее.

— За 10 лет Вы на каких только ЧС и происшествиях не побывали, изменилось ли отношение к людям, попавшим в беду? Вы ведь видите  подобное практически ежедневно.

— Всегда хочется в первую очередь облегчить страдания пострадавшего, побыстрее его эвакуировать, чтобы человек не мучился, и была большая вероятность спасти его жизнь. Переживаю за него, стараюсь разговаривать, своей уверенностью показать, что все будет хорошо. И с годами эти чувства не притупляются. Нет так называемого синдрома выгорания. Борюсь за каждого человека, за каждую жизнь.

Иногда ловишь себя на мысли, что из-за напряженной работы становишься более раздражительным. Но здесь помогают родные и близкие. Нужно как можно больше времени внутри семьи проводить, весь ужас уходит из памяти. С ними отдыхаешь, восстанавливаешься. Успокаивает и любимое хобби аквариумистика – наблюдаю за рыбками в аквариуме с морской водой, за морским безмолвием и красотой. На какое-то время выключаешься и полностью погружаешься в этот мир. Это отличный способ отвлечься. С каждым днем там появляются новые организмы, подрастают улиточки, рыбки. В нем такое хрупкое равновесие, которое нужно постоянно поддерживать. Сам по себе он не будет существовать, за ним нужен постоянный уход, ты создаешь свой маленький мир.

— А как семья относится к Вашей спасательной службе?

— Дети всегда с интересом слушают рассказы о работе, жена, хоть и скучает во время длительных командировок, понимает важность профессии. У меня два сына. Одному 5 с половиной, а второму годик с небольшим. Старший очень скучает, когда я ухожу на смены, звонит часто, спрашивает, когда приеду. Он увлекается рисованием, музыкой, одним словом, творческая личность.

— Сергей, а чем еще в свободное время любите заниматься помимо аквариумистики?

— На мотоцикле люблю кататься, когда не хватает адреналина в крови (смеется).  У меня кроссовый мотоцикл, езжу по пересеченной местности, по лесам, по бездорожью. Интересно исследовать новые дороги, тропы. И в работе мне это помогает: уже знаешь, где можно проехать, а где даже пытаться не стоит. Помимо этого, я еще увлекаюсь охотой: с собакой по полям, лесам ходим, ловим «красную дичь». Собака у меня породы курцхаар, немецкая легавая. В охоте погружаешься в природу с головой, многое видишь, обращаешь внимание на мелочи.

 — Так получилось, что какое-то время Вы работали в филиале ЮРПСО МЧС России в Краснодаре, почему решили вернуться в региональный отряд?

— В Краснодаре совершенно другой рельеф, равнинная местность. Сочи — место, где я вырос, родное для меня. Знаю здесь практически каждую тропинку. В горной местности, конечно, сложнее работать, но этим она меня и привлекает. Требуется больше знаний, навыков, умений.

К тому же,  коллектив ЮРПСО для меня уже давно как семья. Многие праздники отмечаем всем подразделением, выезжаем на природу, собираемся семьями, жены наши друг с другом дружат.

При всем при этом мы с семьей сейчас живем в Краснодаре. Работа спасателем в ЮРПСО — мое призвание, я нашел себя в этой профессии именно в этом месте. Дежурю сутки, затем восьмичасовой рабочий день, тренировки и на три дня уезжаю домой к семье. Видимо профессия меня выбрала, а не я ее. Нашел свое место в жизни. У каждого человека есть какая-то цель, моя – помогать людям.